Накануне битвы

Накануне битвы

22 июня 1941 г. 2:00 по берлинскому времени [3:00 по московскому] в Германию из СССР отправился последний поезд с зерном, и в это же время самолеты люфтваффе двигались к советской границе. Их целью являлись воинские части, аэродромы, склады с горючем, районы расположения войск, железнодорожные узлы, линии связи в крупных городах Советского союза. После нанесения ударов авиацией и артиллерией в бой двинулась пехота и бронетанковые силы вермахта. В 3:15 утра [по берлинскому времени] 45-я немецкая пехотная дивизия атаковала Брестскую крепость, начались ожесточенные бои, продолжавшиеся до конца июля 1941 г.

Силы Германии и ее союзников на Восточном фронте насчитывали 166 расчетных дивизий или 4306,8 млн. человек, 4 171 танк [включая резервы, но не учитывая танки и САУ союзников] и 4 846 самолетов. Силы Красной армии на утро 22 июня 1941 г. состояли из: 191 дивизии или 3289,8 млн. человек, более 15 тыс. танков, более 10 тыс. самолетов.

            Ураганным темпом вражеские дивизии продвигались вглубь Советского союза. В первых приграничных сражений, несмотря на героизм и самоотверженность солдат Красной армии, соединениям группы армии «Центр» удалось прорвать и разгромить основные силы Западного Особого военного округа. Многие крупные города Советского союза были захвачены в первые дни войны: Вильнюс, Гродно, Белосток, Слуцк, на седьмой день [28 июля] был взят Минск – столица БССР. Таким образом, танковые клинья Гейнца Гудериана и Германа Гота [командиры танковых групп вермахта] сомкнулись, в немецкой мышеловке [кольце окружения] оказались остатки четырех армий - это около 200-300 тыс. человек, действовавших в направлении Белосток-Новогрудок и Минск. 3 июля начальник германского генштаба генерал-полковник Гальдер записал в своем дневнике: «В целом уже можно сказать, что задача разгрома главных сил противника перед Западной Двиной и Днепром выполнена..».

Положение на Западном фронте становилось критическим. В срочном порядке в Беларусь с тыловых военных округов СССР стали перебрасывать новые армии. В это время танковые группы противника, завершая операцию по окружению частей РККА под Минском, готовились к новому броску в направлении Смоленска. Скорость продвижения бронетанковых войск вермахта объясняется опасениям командования танковыми группами, считавшего, что любое промедление позволит частям Красной армии выстроить хорошую оборону по линии Витебск-Орша–Могилев.

По итогу танковые группы Гудериана и Гота наступали практически без поддержки пехоты, которая потягивалась позднее уже на захваченные рубежи. Для централизации управления танковыми группами 3-го июля 4-я полевая армия вермахта была переформирована, пехотные корпуса были переданы 2-й армии, танковые группы были подчинены штабу 4-й полевой армии [ставшей танковой] под командованием фельдмаршала Гюнтера фон-Клюге [умный Ганс]. Таким образом, немецкое командование пыталось минимизировать потери в танках [не распыляя их] и тем самым увеличить мощь «бронетанкового кулака».

Чтобы выиграть время для организации обороны и переброски войск второго стратегического эшелона РККА, к Борисову была направлена элитная 1-я моторизированная дивизия «Московская Пролетарская Краснознаменная» [30 июня 1941г. выведена из состава 7-го мехкорпуса]. 1-я моторизованная дивизия под командованием Якова Григорьевича Крейзера прибыла к Ново-Борисову [в 4 км от Борисова] 1 июля 1941 г. во второй половине дня дивизия располагала силами в 187 танков и 30 БА. Более подробные данные о численности дивизии см. в таблице №6.

 

 

Талица 6. 1-я моторизованная дивизия 24 июня -1 июля 1941г

Соединение

Вооружение

1-я моторизованная дивизия

+ 115-й тп. 57-й армии

205 БТ-7М, 24 Т-38, БА-10, БA-20 *

177 БТ-7М 10 КВ, БА-10, БA-20 **

27 Т-34***

Исправных танков на 5 июля 1941

ок.100-120

*- количество бронетехники на 24 июня 1941 г.

**-  количество бронетехники на 30 июня; 1 танк КВ вышел из строя

***- танки Т-34 вероятно были задействованы не раньше 6 июля

 

Кроме сил «пролетарки» в сдерживании противника принимали участие и силы Борисовского гарнизона [комиссара И.З. Сусайкова]. В промежутке с 1-го по 5-е июля части Красной армии вели серьёзные бои за Борисовский плацдарм, но под натиском сил 18-й танковой дивизии вермахта были вынуждены отходить, ведя так называемую «подвижную оборону». 7 июля силы 18-й танковой дивизии вермахта вышли к Толочину, в этот же день танки 1-й моторизированной дивизии нанесли контрудар, в течение дня сражение продолжалось, но в результате усилившегося натиска войск противника Толочин был захвачен, силы «пролетарки» отступили, чтобы дать бой врагу на следующем рубеже – в районе Коханово. В тот же день [7 июля] в Толочин прибыл командующий 2-й танковой группы Г. Гудериан, генералу Вальтеру Нерингу [командир 18-й танковой дивизии] было указано на важность овладения районом Коханово. Вероятно, здесь же в Толочине Гудериан как «отец» бронетанковых сил Германии мог осмотреть захваченные трофеи, в частности танки Т-34.

Подытоживая события, предшествовавшие Лепельскому контрудару, можно сказать, что 1-я пролетарская моторизованная дивизия в противостоянии с 18-танковой дивизией вермахта, несмотря на потери, смогла не только дать отпор противнику, но и предоставила несколько дней форы для подготовки и переброски войск второго стратегического эшелона РККА. Прибывающие новые дивизии занимали оборону вдоль рек Западной Двины и Днепра, на рубеже городов Полоцк- Витебск-Орша-Могилев. Выстраиваемый новый «щит» – это 22-я армия, 20-я армия и 21-я армия, 19-я армия находилась на стадии сосредоточения и прибыла под Витебск 9 июля 1941г. Среди перечисленных армий особая роль отводилась на силы 20-й армии генерал-лейтенанта Ремезова Федора Никитича [7.7.1896 – 6.7.1990 гг.].

20-я армия перед наступлением располагалась между Витебском и Оршей [переброшена из Орловского и Московского военных округов]. К 4 июля в подчинении 20-й армии находилось 10 стрелковых дивизий [110 сд. 172 сд.,73 сд., 229 сд., 233 сд., 18 сд., 53 сд., 137 сд., 137 сд., 128 сд., 153 сд.] и 7-й мехкорпус, позднее [6 июля] в распоряжении 20-й армии был передан 5-й мехкорпус из состава 16-й армии, переброшенный с Юго-Западного фронта [УССР]. Таким образом, 20-я армия кроме пехоты располагала силами 4-х танковых дивизий и насчитывала более 130 тысяч личного состава.

Кроме переброски войск были приняты кадровые перестановки. 2-го июля командующим Западного фронта был назначен народный комиссар обороны СССР Семен Константинович Тимошенко [18.2.1895 – 31.3.1970 гг.], вместо Андрея Ивановича Еременко [14.10.1892 – 19.11.1970 гг.], ставшим его вторым заместителем.  Также 5 июля заменен и командарм, вместо Ф.Н. Ремезова был назначен Курочкин Павел Алексеевич [19.11.1900 - 28.12.1989 гг.]. Ознакомившись с положением дел, С.Т. Тимошенко принимает решение перейти от обороны к наступлению, хотя его предшественник [А.И. Еременко] склонялся к необходимости вести позиционную оборону и при необходимости проводить контратаки. Приступив к своим обязанностям, Тимошенко в 23 часа 15 минут 4 июля подписывает директиву № 16.

 Согласно этому документу частям фронта, предписывалось: «Прочно оборонять Полоцкий укрепрайон, рубеж по Западной Двине, Сенно, Орше и реке Днепр… Подготовить контрудар 7-м и 5-м механизированными корпусами во взаимодействии с авиацией в направлениях Островно и Сенно…В ночь на 5.7.41 г. зажечь леса в районе Лепель, Глубокое, Докщицы. Таким образом, до начала контрудара оставалось 48 часов.

 Лепельская операция или Лепельский контрудар – это наступление силами двух механизированных корпусов 20-й армии в направлении Островно-Сенно, с дальнейшим выходом Камень-Кубличи-Лепель. Начатое 6 июля 1941 г. наступление ставило целью остановить и при успехе разгромить прорвавшиеся ударные части вермахта [39-й моторизованный корпус генерала Рудольфа Шмидта], тем самым восстановив положение Красной армии на Западном фронте. Основную идею контрудара можно определить, как стратегию «щита и меча». «Щитом» в этой паре должна была стать оборона по реке Западная Двина и рубежу Бешенковичи, Сенно, Орша, Жлобин. «Мечом» становились 5-й и 7-й механизированные корпуса, нацеливавшиеся на Лепельскую группировку противника.

 

В процессе заполнения...